Подготовка к школе: интеллектуальная составляющая


Степень готовности ребёнка к школе отмечают, как мы уже говорили, по его психологическим качествам, стремлению к самостоятельности, ответственности за свои поступки.

Однако не менее важной составляющей является интеллектуальная готовность к поступлению в школу. Не секрет, что в первый класс обычной школы берут только тех детей, которые соответствуют определённым познавательным нормам. Родители и педагоги это хорошо понимают и прилагают к интеллектуальному развитию будущего школьника очень много сил и времени, подчас пренебрегая другими составляющими.

Развитию интеллекта лучше всего способствуют специально подобранные игры. Это, например, могут быть разнообразные варианты игры в слова, а могут быть и такие, которые определяют способность выделять объекты из группы, находить лишний объект. Игра «Найди лишнее» интересна тем, что в ней ребёнку предлагается самому определить критерий, по которому он должен выделить лишний предмет. В зависимости от интеллектуального развития ребёнка можно видоизменять эту игру, усложнять её, составляя группы, лишний предмет в которых можно определить разными способами. Ребёнок должен уметь объяснить, по какой причине он выделил именно этот объект, а не какой-то другой, существуют ли альтернативные варианты.

Своими руками можно изготовить целое домашнее лото, основанное на игре «Найди лишнее». Ценность собственноручно изготовленной игры в том, что она всегда может быть расширена и дополнена новыми карточками. А совместное изготовление игры всей семьёй укрепит дружеские отношения между родителями и детьми.

Различные игры, развивающие память и внимание дошкольника, можно найти в разнообразных детских журналах, раскрасках. Это, в частности, лабиринты, игры на нахождение правильной дороги.

Однако в играх других типов следует развивать и эмоционально-волевые качества ребёнка. В таких играх обычно придумываются необычные правила, которые играющие обязаны неукоснительно соблюдать. Например, ни разу не засмеяться, не произносить определённых слов (скажем, «да» и «нет»), не надевать одежду определённых цветов.

Нужно также придумать или найти в литературе игры, развивающие быстроту реакции, умение быстро принимать решения и переключаться с одного объекта на другой. Ребёнок должен не только уметь решать определённые задачи, но делать это достаточно быстро. Это обеспечит хорошую успеваемость на уроках.