Трудности в математике


Первоклассникам часто с трудом даётся математика, а ведь она, как выразился один из гениев далёкого прошлого, «царица наук».

При этом считать такие дети умеют ещё с малого возраста. В математике задействуется не просто умение считать, а, главное, логическое мышление. Часто математика трудно даётся детям, которые показывают отличные результаты по чтению и письму. У этих детей хорошо развито словесно-образное мышление, поэтому они могут вникать в сюжет задачи, не замечая поставленного вопроса. В таком случае можно приобщить ребёнка к решению задач при помощи схем. «Словесное» и «сюжетное» начало в них сведено к минимуму, а вопрос задачи, на который следует найти ответ, показан наглядно. Дети-аудиалы легко воспринимают задачи на слух и труднее – те, которые записаны в учебнике и которые нужно читать. Нередко ребёнку просто нужно терпеливо «разжевать» условие задачи на словах, привести сравнения. В результате ребёнок наконец-то вникает в суть задачи и в дальнейшем может показать отличные успехи в математике. Если у ребёнка проблемы с устным счётом, то помогут специальные пособия. Существуют специальные игровые материалы, которые помогают дошкольникам и младшим школьникам с интересом овладеть основами устного счёта.

Дети, которые имеют хорошие показатели в решении арифметических задач, но плохо рисуют, в будущем смогут справляться с таким предметом, как алгебра, а вот геометрия им может даваться с трудом: скажется психологическая неприязнь к рисованию и черчению. Наоборот, первоклассники, которые любят рисовать и хорошо это делают, чувствуя форму, размеры, масштаб и пропорции, в будущем осилят геометрию, так как она, скажем так, входит в круг их практических интересов. Но это не значит, что к первому классу в сознании ребёнка жёстко определены будущие профессиональные задатки: дети в этом возрасте достаточно легко увлекаются чем-то новым, и ребёнок, который ранее не испытывал интереса к рисованию, может вдруг не на шутку увлечься им. А родители и учителя должны подталкивать ребёнка к изучению нового и поощрять любые, даже самые незначительные успехи.

Нужно сказать, что хотя в математике главенствующую роль играет умение строить логические рассуждения, однако механическое запоминание тоже необходимо. Например, в освоении тригонометрических функций. И если механическое запоминание ребёнок не развивает, в будущем именно в этой области у него могут возникнуть трудности.